Бюджетирование


схема

Бюджетирование компании – это основа ее финансовой, экономической и организационной деятельности, а правильное построение данного процесса – залог эффективного функционирования.


Немного о терминах и их созвучии

Прежде всего, необходимо принять во внимание различие терминов «бюджетное планирование» и «бюджетирование».

Бюджетное планирование, называемое еще финансовым, предполагает составление планов хозяйственной деятельности предприятия, в которых должны быть учтены возможные доходы и расходы компании, порядок осуществления взаиморасчетов, предполагаемое движение денежных средств по счетам и сроки выполнения операций, а также термины реализации этих планов.

Подведение же итогов деятельности компании, реальные проводки (движения по счетам) являются частями ее фактического бюджета.

Бюджетирование – это система бюджетного управления предприятия, которая включает в себя бухгалтерский, управленческий учет, планирование (в т. ч. финансовое), контроль и анализ.

Перед тем, как знакомиться с этим разделом, задайте себе вопрос:
Необходимо ли нашей компании бюджетирование?

Ведь кроме положительных результатов от внедрения бюджетов на вашем предприятии:
• Возможность планировать основные направления деятельности;
• планировать доходы и расходы по различным направлениям деятельности;
• планировать использование материальных и людских ресурсов;
• планировать приобретение и реализацию основных средств;
• получить план-фактный анализ;
• обеспечить контроль, прозрачность и предсказуемость потока денежных средств;
• усилить контроль над производственными показателями, доходами и расходами как предприятия в целом, так и отдельных структурных подразделений;
• обеспечить мотивацию и усилить ответственность руководителей среднего звена;
• производить анализ возможных изменений финансового состояния предприятия в результате изменения внешних условий.

Сотрудникам, как финансового отдела предприятия (холдинга), так и всем руководителям подразделений (ЦФО) необходимо выполнить объемный, не очень заметный, достаточно трудоемкий перечень работ:
• Создать бюджетный комитет
• Определить ЦФО
• Согласовать и утвердить основные индикаторы (KPI)
• Выбрать, согласовать и утвердить структуры и формы бюджетов
• Договориться о шаблоне (сценарии) бюджетного процесса
• Понять, какие актуальные и достоверные данные из вашей учетной системы, согласно утвержденному сценарию попадут в факт бюджета
• На основании перечисленных выше шагов подготовить документ «Положение о бюджетировании на предприятии (холдинге, группы компаний)ХХХ»
• Утвердить этот основополагающий документ, в котором важнейшую роль играет не только структура бюджетов, но и сценарий (путь их прохождения (снизу вверх, или сверху вниз), а также сроки сдачи бюджетных документов)!!!

При этом компании, внедряющие у себя бюджетный процесс, сталкиваются со следующими трудностями и подводными камнями:
1. Обычно создание бюджетного комитета - самый легкий этап.
2. Определение и согласование ЦФО – простой этап, если в компании есть уже сотрудники с опытом внедрения бюджетирования, обладающие определенным авторитетом.
3. Структура и форма бюджетов определяется на основе организационной и отраслевой специфике компании, обычно на начальном этапе шаблоны бюджетов делают как можно проще, с минимумом элементов и аналитики, а только затем, с периодом не менее 6 месяцев усложняя до желаемой полноты.
4. Утверждение сценария - как бы и простой этап, но на первом этапе сценарий не должен быть очень жестким и многоуровневым – пока сотрудники, участники бюджетного процесса к нему привыкнут – на начальном этапе сложный многоуровневый сценарий будет нарушаться.
5. А вот вопросы достоверности и актуальности фактических данных болезненны для очень многих компаний, особенно тех, где не налажены в полном объеме элементы оперативного и управленческого учета. Если вы хотите получать данные из бухгалтерских программ – жди беды. Ведь актуальные данные в бухгалтерии появляются в лучшем случае не ранее 20 числа следующего месяца, когда факт для управленца уже не интересен.
6. Когда согласованы, оформлены в виде документов и подписаны участниками каждый из перечисленных выше этапов, легко сформировать обобщающий документ - «Положение о бюджетировании на предприятии (холдинге, группы компаний)ХХХ»
7. Данный документ должен быть роздан каждому из участников, внимательно прочитан, и завизирован. Отдельным разделом в положении должна быть прописана мотивация (обычно денежный штраф) за несвоевременное выполнение утвержденного сценария. Рекомендуем этот заключительный этап подготовки провести торжественно, собрав вместе всех участников, и, если в положении есть ошибки, их можно скорректировать на этом совещании.

Пример бюджетов для торгового предприятия (холдинга)
Пример бюджетов для производственного предприятия (холдинга)
Пример бюджетов для строительной организации (холдинга)
Пример бюджетов для агропромышленного предприятия (холдинга)

Регламент бюджетирования

В случае, если речь идет о реализации подсистемы бюджетирования в программном продукте 1С:Управление Производственным Предприятием (УПП), то будет задействована учетная система одного предприятия, т. е. бюджетирование выполняется только внутри данного предприятия. Если же бюджетирование осуществляется на разных предприятиях, входящих в состав холдинга, или филиалах компании, на которых действуют разные учетные системы (например, Парус или MS Excel), то тут на помощь приходит более мощный инструмент бюджетирования – 1С:Консолидация.

Мы располагаем широким спектром возможностей для внедрения оптимальной системы бюджетного управления на Вашем предприятии. Мы также готовы обучить Ваших специалистов навыкам бюджетирования. Окажем все виды консалтинговых услуг в сфере управленческого и бухгалтерского учета.


★  ★ 

Наши сертификаты

Официальный партнер 1С
Официальный партнер 1С
Бизнес-партнер 1С-Битрикс
Бизнес-партнер 1С-Битрикс
Хостинг-партнер 1С-Битрикс
Хостинг-партнер 1С-Битрикс

Статус 1С:Франчайзи | Статус 1С:Консалтинг | Договор ЦСО
Сертификат бизнес-партнер Битрикс | Сертификат хостинг-партнер Битрикс